Ульяновская швейная фабрика Производство и реализация мужских костюмов и школьной формы

Мы производим с любовью то,
что Вы носите с удовольствием!
8 (800) 222-25-10

info@bostonwears.ru

Школьная форма как «зеркальце» российской истории

Каждый год в канун 1 сентября на каком-нибудь канале ТВ обязательно показывают фильм "Первоклассница".

У всех в памяти сцена первого урока первоклашек, когда строгая учительница в исполнении Тамары Макаровой произносит фразу: "Теперь вы не просто мальчики и девочки, теперь вы - ученики!"

Сейчас мне представляется, что этой фразой отделяется время беззаботного детства, когда твоё поведение, твои успехи, и вообще весь ты интересовал, радовал и огорчал только узкий круг своих родных.

Мой отец, провожая в 1 класс сельской школы сначала моего старшего брата, а затем и меня, повторял одну и ту же фразу: "Ну, что же, всё, с этого дня надеваешь хомутик!" Помнится, что фраза эта меня озадачила,наверное, смысл её был в том,что ребёнок-жеребёнок подрос, пришла пора ему работать.

1 сентября ещё неважно, кем будет этот ребёнок, будет ли он рулевым или переферическим механизмом, главное, что он должен стать максимально полезным обществу.

Для этого ребёнок садится за парту и надевает школьную форму, а вместе с любой формой автоматически приобретаются соответствующие ей обязанности.

Знакомясь с историей школьной формы в России, создаётся впечатление, что наиболее полной и детально разработанной, была самая первая школьная форма 1834 года, когда наряду с государственными  чиновниками в мундир оделись преподаватели гимназий и сами гимназисты, так как гимназии относились к государственным учреждениям.

Внешний вид гимназического мундира нам знаком по фотографии Володи Ульянова в гимназические годы. Эту фотографию знал каждый советский школьник, ведь Володя Ульянов был для нас образцом. Мы с уважением рассматривали копию его аттестата со сплошными пятёрками и, конечно, саму чёрно-белую фотографию серьёзного юноши в доверху застёгнутом гимназическом мундире,с воротником- стойкой, отделанным белым кантом, и длинным рядом металлических пуговиц.

Позднее, прочитав "Кондуит" и "Страна Швамбрания" Льва Кассиля мы уяснили, что ношение гимназической формы делало обязательным для гимназистов и соблюдение строгих правил поведения как внутри гимназии, так и вне её стен. Гимназисты всегда были на виду, поскольку были обязаны носить форму на улице, на общественных и праздничных мероприятиях.

Контроль за соблюдением правил поведения в гимназии, на улицах и общественных местах был обязанностью школьных надзирателей. Каждый проступок гимназиста записывался в особую тетрадь - кондуит. Попал в кондуит, доложено директору. На школьной линейке -  тебе наказание, остальным - в назидание!

В наши советские школьные годы мы так сочувствовали героям повести! Нас возмущал тотальный надзор за гимназистами, "ущемление их прав и свобод".

Желание "глубже окунуться" в школьные будни тогдашних гимназистов и проверить свои литературные впечатления привело меня в музей "Симбирской классической гимназии". Той самой гимназии, в которой учились Александр и Володя Ульяновы. Её директором в это время был Керенский, отец Александра Фёдоровича Керенского - председателя Временного правительства, сбежавшего от большевиков, переодевшись в женское платье.

Эта деталь обязательно отмечалась многими поколенями советских школьников, отвечавших урок по истории СССР. Можно представить, как неприятно было бы его отцу, как директору гимназии, услышать эту подробность. Хотя в борьбе за жизнь, это просто находчивость,тут уж не до мелкой щепетильности.

К своему удивлению, из музея я вышла с чувством уважения к системе образования в дореволюционной России и, что самое важное на сегодняшний день, к системе воспитания будущих граждан России.

Сложилось впечатление, что для педагогов это были две абсолютно равнозначные задачи. А поскольку гимназисты были в подавляющем большинстве - дети дворян, то и воспитание в гимназии было нацелено на выполнение их будущей ведущей роли в обществе.

Удивляют темы сочинений гимназистов, их общественная направленность. Нам таких тем не давали, а вот современным школьникам отдельные учителя -  энтузиасты пробовали - результат не порадовал, к сожалению.

Неожиданно при чтении Общероссийского гимназического устава  1828 года обнаружилась глава очень подробно регламентирующая школьную форму гимназистов.

"Одежду учеников в гимназии составляют однобортный кафтан тёмнозелёного сукна с чёрными пуговицами и отложным воротником, брюки тёмносерого сукна, галстук чёрный, пальто тёмное суконное, с суконными петлицами и чёрными пуговицами, фуражка тёмнозелёного сукна и т.д."

То есть, видимо, каждая гимназия имела свою школьную форму и лишь в1834 году она стала единой общероссийской, отличающейся буквенными обозначениями гимназии на кокарде.

Так же, как в комплектах школьной формы последующих лет, регламентировалась повседневная школьная одежда: гимнастёрка военного покроя тёмносинего сукна, чёрные суконные брюки, чёрный ремень с пряжкой, а также парадная форма: тёмносиний мундир с серебряным кантом на стоячем воротничке и серебряными выпуклыми пуговицами. Именно в таком мундире Володя Ульянов -  выпускник симбирской гимназии снят на той памятной фотографии.

К особенности той первой школьной формы, которая никогда не повторялась в дальнейшем,стоит отнести наличие форменной верхней одежды: гимназической шинели военного покроя. В холодное время года к ней полагался капюшон или башлык, как его часто называли.

Осталось закинуть за спину обязательный ранец и хоть в гимназию, хоть в поход! Ну, настоящий маленький солдатик!

Не только в форме, по сути, военного образца, но и в распорядке всей внутренней жизни гимназии присутствуют элементы военных училищ.

Военный дух чувствуется в Уставе гимназии. Чётко и доступно сформулированы параграфы Устава, касающие отношению учеников друг к другу, отношению к преподавателям, обязанностей дежурного и т.д.

И, что совсем уж характерно для военных, гимназист, даже отправляясь на каникулы к бабушке в другой город или в любой населённый пункт, обязан был под угрозой отчисления взять в своей гимназии Билет определённого образца и встать на учёт либо в полицейском участке, либо в местной гимназии.

Да уж, не спрятаться, не скрыться! Только уже с позиции взрослого человека кажется это не плохо, а разумно, что есть надзор за ребёнком, где бы он ни был. У процесса воспитания нет каникул!

В 1918 году школьная форма была отменена. Обучение в гимназии перестало быть сословным признаком.

Формально все дети советского государства получили возможность учиться, но одеть всех своих учеников в школьную форму не было финансовой возможности ни у родителей, ни у молодой советской страны.

Форма вернулась в школу лишь в годы восстановления народного хозяйства после военной разрухи в 1949 году.

Также, как для первой школьной формы, прототипом для неё была военная форма , но уже не царской, а Советской Армии: серые гимнастёрки со стоячим воротничком, два прорезных кармана с клапанами на груди, кожаный ремень. Но верхняя одежда школьника уже никогда более не регламентировалась.

Для девочек основные детали формы остались такие же, как у гимназисток царской России. В её деталях никогда не было милитаристких мотивов, в России женщины становятся в военный строй лишь в крайних случаях.

Повседневный комплект состоял из закрытого коричневого платья и черного передника, по праздничным датам черный передник менялся на белый, а голову украшал белый бант. Благородная простота и скромность.

К школьной форме добавились символы политического значения: октябрятская звёздочка с рельефным изображением Володи Ульянова в детские годы для младших школьников 1-2 класса, пионерский красный галстук для ребят 3-7 класса и комсомольский значок с барельефом Ленина на фоне развёрнутого Красного знамени для ребят 8-10 класса.

Все эти символы были не просто симпатичными дополнениями к школьной форме, а ступенями школьного воспитания будущих граждан Советского Союза.

У каждой "ступени" свой девиз: "октябрята - дружные ребята", "пионер - всем пример","комсомол -опора Коммунистической партии".

Учеба в школе и воспитание будущих граждан общества пока неразрывное целое. Школа готовит и воспитывает строителей социализма под руководством Комунистической партии и эта цель "отражается" в школьной форме.

В 1962 году советскую школу ждало ещё одно изменение формы.

Мы гордились своей страной. Это было время освоения космоса, школьные уроки прерывались сообщениями ТАСС о новых полётах советских космонавтов.

Но военная напряжённость в мире сохранялсь, газеты были полны негодования по поводу непрекращающейся гонки вооружений и империалистической угрозы.

Школьная форма мальчиков поменялась лишь в деталях, сохраняя черты военной формы. Серая школьная гимнастёрка поменяла стоячий воротник на отложной с пришивным белым воротничком,остался чёрный ремень с бляхой. Фуражка с кокардой на голове и портфель в руке дополняли образ мальчишки - школьника.

Ах, этот портфель! Первейшее оружие в уличных потасовках после школы, а зимой на нём и с горки можно скатиться!

Верный друг выдерживал всё, только не надо было забывать про стеклянную чернильницу - непроливашку, которая болталась в холщовом мешочке, привязанном к ручке портфеля. К концу года она оставляля на нём ничем несмываемый чернильный след!

Школьная форма для девочек, также как и политические символы, не изменились.

Правда, на смену скромным атласным ленточкам пришли нарядные капроновые ленты. Розовые, голубые и красные банты украшали головы девочек  до первой проверки комиссии из  РайОНО (районного отдела народного образования). В результате разрешены были для повседневных занятий только чёрные или коричневые банты, а в праздничные дни -белые.

 Девочки были рады успехам химической промышленности. Капроновые банты не мялись, их не надо было ежевечерне накручивать на спинку железной кровати, чтобы к утру они разгладились!

Девочки остались верны своей школьной форме, лишь в 9 и10 классах в некоторых школах разрешили одежду " по мотивам школьной формы ", но требования всё те же-скромность и благородство. Никаких конских хвостов, искусственных кудряшек, косметики. Каблучок  - только "школьной" высоты.

А мальчики форму практически не носили. Что удивительно, это сходило им с рук, видимо, не было строгой директивы от РайОНО.

Мальчики ходили в школу в обычных мужских костюмах, повязывая красный галстук под воротник сорочки, цветной или белой.

Прийти в школу без пионерского галстука - серьёзный проступок, могли отправить с урока домой за забытым галстуком.

Кроме школьной формы для пионерских праздничных мероприятий, сборов пионерской дружины , парадов на День пионеров 19 мая существовала ещё пионерская форма.

Требования к ней были лаконичными: белый верх, тёмный низ. На практике это означало: белая рубашка - тёмные брюки, белая блузка -   тёмная юбка и непременно галстук. К этому времени красные галстуки были уже не сатиновыми, а шёлковыми. Очень красиво! "Совершенство красного на белом!"

Девочки нашей школы выделялись на парадах, под стук барабанов колыхались плиссированные складки чёрных сатиновых юбочек. Эту красоту мы сотворили сами под руководством нашей учительницы по труду, профессиональной закройщицы, с ней мы научились шить и это умение очень облегчило нашу жизнь в дальнейшем.

Пионерская пора - самая радостная пора в школе. Мало кто помнит свой самый первый день в школе или принятие в комсомол, но день вступления в пионеры помнят все! Никакого ощущения формальности процесса, никакого скептицизма, только искренняя радость и волнение!

 Гордость ,что наша страна - лучшая в мире, наши родители победили в войне, наши учителя -самые, самые. Авторитет учителя,  особенно в младших классах, очень высок. Случайно увидеть свою учительницу, перекусывающую пирожком в школьном буфете, было шоком.

Школа учила и воспитывала строителей следующей фазы нашего общества - фазы развитого социализма.

За образование в школе отвечал завуч, за воспитание - завуч по воспитательной работе и старший вожатый пионерской организации.  

Школьная форма закрепляла и отображала фазы политического воспитания:  школьник - октябрёнок с красной звёздочкой, школьник - пионер с красным галстуком, школьник -комсомолец с комсомольским значком.

1973 год. В школе официально появился синий цвет, синий цвет новой формы для мальчиков: синие брюки, синий укороченный пиджак на широком поясе с погончиками и нагрудными карманами. Алюминиевые штампованные пуговицы украшали погончики, клапаны на карманах и полочки пиджака. На левом рукаве пришивалась печатная эмблема: раскрытая "книга - источник знаний" на фоне лучистого восходящего солнца. Это был отдалённый прообраз будущих джинсовых коротких курток.

Эта форма прижилась в школе, младшие школьники носили её повсеместно. Она легко "утеплялась" зимой и легко превращалась в жилетки, когда по весне отрезались протёртые до дыр рукава пиджачков. Это был верный признак приближающихся летних каникул!

Девочки остались в своей прежней форме - коричневое платье и чёрно-белый комплект фартуков.

Нелегко превзойти "совершенство",но улучшить в деталях можно. Форменные платья радовали разнообразием фасонов: с отложными воротниками с передней застёжкой, с воротником -стойкой и застёжкой сзади,с застроченными защипами на кокетке лифа, чтобы нарядно смотрелось, когда сверху надет фартук, юбки - в "татьянку", в складку, в бантовую складку и самые редкие - плиссированные.

Мы стали жить лучше, кружево и гипюр украшали воротнички, манжеты и фартуки, повседневные и тем более праздничные.

Фартук потерял свою защитную функцию от чернильных пятен. Все уже давно писали шариковыми ручками, колпачок которых на перемене закреплялся за нагрудник фартука, но прийти в школу без фартука и прикреплять комсомольский значок к платью, а не на лямку фартука, считалось вульгарным.

В 1984 году впервые форму для девочек разделили по возрастам: младшим оставили прежнюю форму, а старшим ввели костюмы-тройки: пиджак, жилет, расклешённая юбка.

В выпусках телевизионных новостей постепенно появились новые слова: перестройка, гласность, ускорение, а в жизни также постепенно -  новые явления: остановка государственных заводов, невыплата зарплат, натуральный обмен товара на товар, катастрофическое удорожание и нехватка товаров, нормированная выдача продовольствия по талонам. А ведь не было никаких объективных причин такой катастрофы, ни войны, ни природной глобальной беды.

Советский Союз социалистических республик распался, хотя вся страна на референдуме проголосовала "за" сохранение Союза.

Коммунистическая партия теряла своих членов партии и руководящую роль. Школьные пионерские и комсомольские организации постепенно сошли на нет, как и школьная форма с её политическими атрибутами.

В 1992 году школьную форму отменили вовсе не по политическим причинам, а скорее по экономическим. Кто что смог купить, достать, сшить, в том и провожал своего ребёнка в школу.

Из огромных клетчатых сумок "челноков" привозные импортные джинсы, синтетические  джемперы, спортивные костюмы, кроссовки "садились" за школьную парту. Впервые девочки надели в школу брюки, а затем и косметика не вызывала удивления.

На родительских собраниях речь шла немного об успеваемости, немного о поведении, а в основном о сборе средств и материалов для ремонта класса и школы.

Потеряв политические ориентиры, школа выполняла только функции образовательного учреждения, функции воспитания перешли к семье или улице.

К 2010 году политическая и экономическая ситуация в России стабилизировалась, улучшилось материальное благосостояние родителей учеников.

В обществе сложилось убеждение, что хорошее образование - первая ступень к жизненному успеху.

Школы с признанным высоким уровнем обучения предъявляли определённые требования и к внешнему виду учеников.

Местные швейные предприятия, следуя принципу: "если есть спрос, то будет и предложение", по собственной инициативе начали выпуск школьной одежды различных моделей.

Среди таких первых предприятий была и фабрика "Бостон".

Новая школьная форма отличается от старой новым принципиальным подходом.

Во-первых, главным требованием к школьной одежде является безопасность всех используемых для её производства материалов.

С этой целью школьная форма подвергается сертификации.

Во-вторых, школьников разделили по возрастам .

Модели школьной формы разрабатываются в соответствии с особенностями строения фигуры школьника по группам: младшие школьники, средняя группа, старшие школьники.

В таком разделении сказывается проффесиональный подход дизайнеров школьной формы, прекрасно понимающих, что одна и таже модель школьной одежды на первокласснице может выглядеть мило, а на выпускнице-смешно.

В-третьих, комплекты школьной формы для всех возрастов отличаются функциональностью и способностью комбинироваться. Возможно макимальное количество комбинаций форменной одежды в зависимости от времени года и настроения.

В-четвёртых, в моделях школьной формы нет никакой политической направленности, это одежда для важного дела -учёбы в школе.(ролик)

В 2013 году Министерство образования и науки России своим приказом закрепило введение в России школьной формы, сделав обязательными требования делового характера одежды и деления на повседневную и праздничную.

Конкретной единой для всей России модели школьной формы не вводится.

Выбор конкретных моделей остаётся за родителями школьников отдельных классов либо всей школы в целом.

Проследив историю школьной формы, возникает вопрос, почему и в первых и в нескольких последующих видах школьной формы так упорно прослеживаются военные мотивы?

В какой мере этот факт связан с историей нашей страны? Вообще такая простая задача, во что именно одеть поколение школьников в нашей стране, как она согласуется с надеждами на это поколение? Является ли история школьной формы маленьким зеркальцем, отражающим нашу жизнь?

Если посмотреть на историю России и Советского Союза в периоды "военной школьной формы", можно заметить, что наша страна постоянно воевала, либо за свою независимость, либо выполняя союзнический долг.

Вот краткий перечень военных конфликтов с 1828 года: Русско - турецкая , Крымская, снова Русско-турецкая,Русско - японская, Первая мировая, Гражданская, Советско - финская, Вторая мировая война.

Поколение за поколением вчерашних школьников становилось солдатами. Маленькие шинели и маленькие гимнастёрки школьной формы сменялись на гимнастёрки и шинели большего размера. Заканчивался один военный конфликт, и швейные мастерские вновь переходили на выпуск практически тех же гимнастёрок, только меньшего размера.

Конечно, может быть, что причина военных покроев школьной формы в том, что время учёбы - это время воспитания характера.

Это время никуда не сдвинешь. Нельзя сказать, что сначала мы детей научим, а потом воспитаем.

Школьная форма военного покроя диктовала и воспитывала "военные черты"характера: дисциплинированность, аккуратность, строгое выполнение своих обязанностей, уважительное отношение к преподавателям и понимание того, ради чего ты учишься.

Отличник в школе - это не только способности, это умение распределять своё время, упорство и ответственность, все те черты, которые необходимы для эффективности работы взрослого человека .

Школа воспитывала патриотическое отношение и чувство гордости за Россию и Советский Союз, стремление защищать свою Родину.  Ведь гарантия независимости любого  государства - патриотизм его граждан.

Школьная форма 2013 года впервые за всю официальную историю не имеет даже намёка на военный характер .

Это одежда скорее деловых людей. Сначала маленьких и миленьких, аккуратно и стильно одетых, а по мере приближения к выпускным классам форма всё более приобретает черты взрослого делового костюма бизнесмена и бизнеследи.

Значит ли это, что на первое место вышли задачи экономического развития страны?

Вероятно, да. Школьная форма отражает конечную цель обучения в школе - личный успех в жизни, который сегодня идентифицируется как материальный успех.

"Через успех каждого - к успеху всего общества!"

Сегодня школа представляет собой одну из ступеней системы образования с чётким числовым показателем эффективности обучения- результатами ЕГЭ(единого государственного экзамена).  На улучшение этого рейтингового показателя направлены усилия всего педагогического коллектива.

Воспитание в школе на сегодняшний день не имеет единой системы. Это дело либо отдельных учителей - энтузиастов, либо это локальные программы на областном  уровне, как например, программа Ульяновской области "Воспитай патриота".

Необходимость общенациональной программы школьного воспитания давно назрела.

Говорят, что человек учится всю жизнь. Но если в школе мы получаем лишь основы будущих знаний, то характер формируется практически полностью.

Какое самое расхожее впечатление от встречи одноклассников даже через 20 лет? "Да никто особо не изменился, какими были в школе, такими и остались!"

Валентина Романова, 16.11.2014 г.

Современный мужской костюм с «пережитком» средневековья

Как мы любим костюмированные исторические фильмы! Блестящих рыцарей, герцогов и графов, виконтов и мушкетёров, отрада для глаз! Восторг и недоумение! Как можно во всём этом сражаться и не запутаться, скакать верхом и сохранять блестящий вид? То ли дело со...»

Костюм мужской на женщине

Мужской костюм на женщине - это лоск, и надо уметь его прочувствовать чтобы не выглядеть глупо, вульгарно или грубо. Быть женщиной в платье - легко. Быть женщиной, тонкой, сексуальной, в костюме - особый дар. И именно одев костюм и посмотрев в зеркало, вы...»

Костюмная ткань - основа характера мужского костюма

Костюмные ткани не имеют строго определённого состава и состоят из натуральных и химических волокон. Обязательным является требование безопасности синтетического сырья, красителей, других химических веществ, используемых для изготовления тканей мужского к...»

Зарисовки на тему «Мужской костюм на вешалке нашей жизни»

Понимание того, что одежда должна соответствовать событию, нужно прививать с детства, и мужские костюмы должны быть в гардеробе мужчин любого возраста....»

Мужские костюмы из ткани с эффектом «шанжан»

Мужские костюмы из ткани с эффектом «шанжан» занимают особое место в продукции фабрики «Бостон». Они вошли в коллекцию в связи с основными направлениями моды в цветовой гамме мужских костюмов, где наряду с натуральными цветами (земли, песка), предусматрив...»

А галстук – то зачем?

Галстук – единственная вещь в мужском костюме, которая не выполняет практических функций. Он не греет, не защищает грудь, не поддерживает ворот рубашки и, тем не менее, он уже больше века «мучает» мужчин, оставаясь непременной принадлежностью мужского кос...»

«Пуговичный» этикет в мужском костюме

Правила застегивания пуговиц появились когда дизайнеры мужских костюмов старались представить мужчин максимально выгодным образом с помощью различных приёмов кроя, придумали костюмы с 1, 2, 3, 4, 6 и 8 пуговицами. Предполагается, что такие костюмы соответ...»

Что я жду от продавца мужских костюмов (заметки рядового покупателя)

Когда я иду в фирменный магазин мужских костюмов, то надеюсь, что в нём за ассортиментом следит сама фабрика, где эти костюмы шьют. Надеюсь, что не уйду из него в какой-то залежалой допотопной вещи, выданной за новый тренд в мужской моде....»

Костюм в полоску

Полоска в мужском гардеробе даже в самые, в общем-то, «неполосатые» годы постоянно красовалась на галстуках, стойко появлялась на мужских сорочках и периодически перебиралась на самый верх одёжной иерархии – на пиджаки и брюки....»

Мужские костюмы из ткани в клетку

Мужские костюмы из ткани в клетку являются новинкой коллекции фабрики «Бостон» в этом году. Устойчивый интерес к этому виду ткани проявился на показах ведущих производителей мужской одежды....»

Мужской костюм. Аксессуары

Классическое утро понедельника. Вы встаете, приводите себя в порядок, надеваете костюм и выдвигаетесь на работу. Стоп! А может, вы кое-что забыли? Какую-то мелочь, но, не заметив её, вы можете оставить часть своих потенциальных доходов дома. Мужской кос...»

Типы мужских костюмов

Типы мужских костюмов...»